Болгар - древний город Волжской Булгарии

Пост обновлен 10 февр. 2018 г.

Я очень люблю дорогу. В этой поездке именно дорога оставила самые невероятные впечатления. Мы прибыли в Болгар по великой реке Волге на "Метеоре" - транспорте моего детства, которые, как я думала, уже и не ходят. Мы шли близко-близко в правому, высокому берегу реки и любовались его красотами. Теперь же настала очередь рассказать и про пункт нашего назначения.

Итак, в прошлой серии мы причалили к пристани Болгары и через теплоход «Борис Полевой» сошли на землю. Пристань – еще не город, до него надо ехать, поэтому всех встречает автобус. Тут надо сказать, что я подготовилась заранее, чтобы не попасть в одну кучу со всеми, т.к. гулять мы любим в гордом одиночестве, чтобы смотреть и ходить там, где хочется, а не там, где разрешили. Автобус бесплатный, забирает всех и везет к кассам древнего Болгара. Поэтому мы в автобус не пошли. Пошли к таксистам, тут же познакомились с замечательным Валерием, который нас потом выручал не раз. Максимум за поездку на такси – 100 рублей. Недорого за свободу передвижения. Мы осмотрительно поехали не туда, куда все, а к Белой мечети. И были вознаграждены тишиной, спокойствием и картинками без людей.

Первое впечатление от этого новостроя – Эмираты. Снаружи все кружевно, красиво, масштабно. Внутрь тоже можно зайти, посмотреть, мечеть такая белая, светлая, воздушная (она так и называется, Белая мечеть), но в целом мечети все одинаковые, не могу сказать, что я испытала какой-то восторг.

По соседству с мечетью есть туристический комплекс за деревянным забором, там музей хлеба, ресторан, еще что-то. Вход на территорию платный, такая современная туристическая развлекаловка, мы туда не захотели. Прогулялись вокруг мечети и пошли дальше. Прямо напротив вот такие башенки.

Это вход на заповедную территорию древнего Болгара, но с другой, неглавной стороны. Несмотря на дежурившую тут Окушку, денег с нас никто не взял. Мы даже спросили у них, можно ли внутрь. Без проблем! Так и прошли бесплатно. А здесь простор!

Вот на этих полях и стоял древний Булгар, крупный город Волжско-Камской Булгарии, а потом Золотой Орды. Давным-давно он был разрушен, люди ушли, теперь здесь гуляют лишь коровы.

Остатки древнего города раскиданы по территории, по аккуратным дорожкам от памятника к памятнику людей возят многоместные гольф-кары. Ну, это тех, кто приехал автобусом и заплатил. Мы шли им навстречу и смаковали пешую прогулку.

Самым интересным мне показался Малый минарет (вот я справа машу оттуда ручкой). В эту башню можно подняться, если у вас нет клаустрофобии (подъем очень узкий и тесный!), а потом выглянуть в окошко и окинуть взором окрестные красоты.

А виды сверху, конечно, умопомрачительные! Такие просторы открываются, цвет неба и травы просто сводит с ума. Вот такая погода была в тот день.

То тут, то там встречаются древние усыпальницы и мавзолеи, восстановленные, очень аккуратные. Вот это Ханская усыпальница, где хоронили членов ханской семьи. из четырех мавзолеев сохранился только один. Есть данные, что эти постройки (вместе с Малым минаретом) относятся к 12 веку.

А это я на территории бывшей Соборной мечети, она была главной в средневековом Болгаре. Здесь совершались намазы, религиозные обряды. В 2000 году восстановили большой минарет, в остальном же вокруг просто разложены архитектурные остатки былого величия.

А тут уже интересней, жизнь кипит, раскопки идут. Судя по всему, под землей здесь еще много интересностей дожидается своего часа. Мы увидели едва откопанную каменную кладку, словно колодец или домашняя печь.

А это ханский дворец, точнее новый шатер на его месте. Сложно представить, как выглядел настоящий дворец тех времен, было бы очень интересно посмотреть! Но, к сожалению, от него ничего не осталось. Зато виды отсюда открываются знатные. Вышел такой хан на балкон, а под боком река течет. Тогда она, конечно, дальше была, водохранилища-то не было еще.

Успенская церковь была построена здесь в 18 веке в честь посещения Болгарского городища Петром I в 1722 году. Одно время здесь был монастырь, в советские годы храм использовали под хозяйственные нужды. А сейчас внутри работает музей истории Успенской церкви.

Погуляли мы еще немного и вышли через кассу, откуда все заходят. Таксист Валерий отвез нас в местное кафе, а после мы пошли гулять уже не по заповедным местам, а по простому жилому городку Болгару. Так и пришли пешком на пристань, удивились даже, на такси казалось, что ехать прилично, наверное, потому что в гору. А с горы одно удовольствие. Лес шумит, река вдали блестит, тепло, хорошо!

Пришли первыми, а Метеор нас уже ждал. Так что мы погрузились и славно скатались еще и до Тетюш.

Привет! Меня зовут Ксюша, и мне не сидится на месте. Выехав первый раз за границу в 26 лет (начать никогда не поздно!) в свадебное путешествие, я поняла, что не могу сидеть в отелях или лежать на пляже, мне надо познавать всё вокруг. Тогда мы успели заблудиться, ...