Боткинская тропа, Крым

Пост обновлен 24 февр. 2018 г.

Это был один из тех дней, о которых не загадывают. Всё шло не по плану. Мы уже с неделю жили на море, со свежим воздухом, ласковой водичкой и мягким сентябрьским солнышком свыклись, душа требовала приключений. Поехали было в Мисхор, подняться на канатке на Ай-Петри (родители и муж еще не были там), но низкие облака и сильный боковой ветер унесли наши планы далеко и безнадежно - канатная дорога не работала.

Решили спуститься к морю, но галечный пляж напрочь снесло волнами, а купаться запретили - волны высоченные. Немного попрыгали в волнах и вернулись домой. Тим листал каналы телевизора, а я сёрфила в телефоне на тему горных прогулок. Не отпускали меня горы. Я знала, что где-то прямо совсем здесь, стоит только выйти из дома, начинались всякие пешеходные тропы с красивыми названиями, они сулили массу впечатлений, манили из Интернета красивыми картинками и неизведанными местами. Я давно хотела гулять по горам. Но нужна была удача, чтобы все совпало в один момент. Момент настал неожиданно.

- А, может, в горы? - предложила я Тимуру.

И мы пошли. Без особых ожиданий, целей и задач. И в итоге прошли сразу две тропы: Боткинскую и Малую Штангеевскую.

Начали с Поляны Сказок. Там за нами увязалась небольшая собачонка, словно указывая путь. Пропустить начало тропы сложно, маркировка в порядке:

Поначалу постоянный подъем наверх с непривычки кажется навязчивым, но это ощущение быстро уходит, ноги привыкают. Наша следующая тропа, Кореизская, окажется намного круче. А Боткинскую не зря называют тропой здоровья, она петляет по лесу. Мощному и такому красивому в вечерних лучах. Мы шли и просто наслаждались красотой. Очень быстро нам открылись первые виды на Ялту.

Шли выше и выше, разгоряченные подъемом, переодеваясь на ходу в шорты и футболки. Пили воду в ручьях, а пёс непреклонно карабкался за нами. Я прозвала его собака Бабака почему-то. Он был такой осторожный и аккуратный, наш тихий молчаливый друг. Не задавал вопросов, не требовал внимания, просто бежал за нами, не отставая ни на секунду, ни на шаг.

Шли мы в состоянии перманентного восторга. Я наконец оказалась в своей

стихии: вокруг лес, освещённый солнцем, звуки природы, а над нами высятся и манят горы. Первый водопад на пути, Верхний Яузлар. В сентябре от него осталась только струйка, спасибо, что не пересох совсем.

У водопада встретили художника, рисующего пейзаж. Помахали ему рукой, освежились и отправились дальше. Путников почти не встречали, все-таки мы вышли довольно поздно, ближе к 4 часам вечера. Вскоре подъем стал круче. И, как приз за покорённые метры, роскошная видовая площадка.

Чем выше в горы, тем больше захватывает дух. Виды просто сумасшедшие, растительность тоже меняется. Вместо высоченных стройных сосен - причудливые зеленые хранители гор, скрюченные ветром. Но, конечно, главным откровением становится вершина. Она вроде малюсенькая, ну, что такое 680 метров? Даже на слух как будто несерьёзно. Но когда ты пришёл туда своими двумя, когда каждый метр из этих 680 твой, протоптанный кроссовками, отзывавшийся приятной тяготой в каждой мышце, прощупанный глазами на каждом повороте, на каждом мостике и перевале, пугавший отвесными утесами, манивший все выше - то это становится событием!

Мы стояли на самой вершине горы Ставри Кая, что в переводе означает Крестовая скала. На самом верху её, действительно установлен крест. Кому, зачем, как давно он тут, мы этого не знали. Мы просто стояли и не верили своим глазам. Я не понимала до конца, ветер это или какой-то невообразимый восторг захлестывает меня и не даёт дышать. Я пыталась запомнить каждый миг своими глазами. Ни один фотоаппарат, ни один самый удачный кадр никогда не передаст этого ощущения свободы, заполняющего все вокруг.

Я не знаю, сколько мы провели наверху, 5 минут или 20. В какой-то момент показалось, что все это сон, мы где-то далеко-далеко от дома. Мы вглядывались в ялтинские виноградники, разглядывали порт и городской маяк: всё это было так далеко и как будто не с нами. Где-то была жизнь, люди торопились по домам с работы, а мы стояли наверху и спокойно наблюдали.

Погода наверху была совсем другая: хоть тут и светило солнце, которого так не хватало при подъеме по лесу, ветер дул неслабый. Он почти сносил с ног и заставил нас приодеться, благо, в рюкзаках были вещи потеплее.

А потом мы пошли вниз. На Ставри-Кая Боткинская тропа закончилась, дальше мы пошли по Малой Штангеевской в сторону водопада Учан-Су. Надо сказать, что идти вниз ничуть не легче, чем наверх. При подъеме наверх иногда не хватало дыхания, а вот дорогу вниз начали чувствовать ноги, коленки. Но это все мелочи. Главное, красота вокруг.

А вот и Чертов мостик, которого я так ждала. Увидела заранее картинки в Интернете и поразилась этой мощи природы. И человек - словно букашка в этом огромном мире.

Смотровая площадка на спуске. Отсюда наверх начинается еще одна тропа, и мы ее обязательно пройдем!

К Учан Су спустились уже в потемках, водопад к сентябрю собственно на водопад и не похож, пересох. Зарядки наши к тому моменту сели, так что мы надеялись уехать на каком-нибудь транспорте оттуда, но водопад встретил тишиной, к тому моменту все туристы и работники уже разъехались. Мы пошли по дороге, надеясь поймать попутную машину. Собака Бабака конечно же, так и бежала с нами.

Шли довольно долго, прежде чем нас согласились подвезти.

Спасибо большое этому прекрасному местному жителю, чьего имени я уже и не помню. Мы поговорили о Ялте, о прогулках по горам, о местном вине. Мужчина привез нас к началу нашего пути, остановке Поляна сказок, и не взял с нас ни копейки.

А нам оставалось самое сложное: расставание с псом. Как я за него переживала! Ведь он прошел с нами весь путь, забираясь на скалы, утоляя жажду в ручьях. Однажды даже пришлось тащить его на руках: забирались по крюкам на скалу. А потом в машине он тихонько сидел на моих руках и думал о чем-то своем собачьем. В благодарность за труд и компанию мы купили ему сосисок и пошли к остановке. А он даже кушать их не стал, всё шел за нами по привычке. Как я переживала, когда автобус увез нас в Гаспру! А потом, где-то через неделю, в комментариях в инстаграме мне написали, что этот песик снова на тропе, провожает новых туристов. Это счастье! Видимо, собака на своем месте там, выбирает себе попутчиков и провожает их. Я уже жду нового сезона, хочется вернуться на тропу, а вдруг мы встретимся с собакой Бабакой снова?

Как добраться?

Начинается Боткинская тропа у зоопарка "Поляна сказок" в Ялте. То есть прямо недалеко от трассы Ялта-Севастополь. До остановки "Поляна сказок" можно доехать на маршрутке №102 (из Ялты в сторону Алупки, из Алупки, Кореиза, Гаспры, Ореанды в сторону Ялты). От остановки подняться к зоопарку, пройти мимо него чуть дальше, пока не найдете табличку, указывающую начало тропы. По самой тропе стоят метки, главное, их не пропустить.

Можно подниматься со стороны водопада Учан-Су (Малая Штангеевская тропа). До водопада проще добраться на такси. Есть там и другие живописные тропы, они помечены на стендах и у водопада, и у "Поляны сказок".

Просмотров: 15

Привет! Меня зовут Ксюша, и мне не сидится на месте. Выехав первый раз за границу в 26 лет (начать никогда не поздно!) в свадебное путешествие, я поняла, что не могу сидеть в отелях или лежать на пляже, мне надо познавать всё вокруг. Тогда мы успели заблудиться, ...