Гора Моисея, Синай.

Совершить восхождение в полной темноте, чтобы встретить рассвет на высоте 2000 метров. Уже только ради этого экскурсия в монастырь Святой Екатерины стоит свеч. Но в ней интересно вообще всё: и подъем, и спуск, и горы, и сам монастырь - богатая история и незабываемое приключение, которое теперь, по прошествии недели, уже кажется невероятным. И только фотографии доказывают, что мы там были, шли, видели своими глазами.

А для меня всё это было вдвойне необычно. Обычно такие вылазки инициирую я, а эта случилась сюрпризом: Тимур сделал мне такой подарок на 8 марта. За несколько часов объявил: едем в горы!

Экскурсия эта называется в агентствах "Монастырь Святой Екатерины и гора Моисея". Стоимость 20-25$ на человека. Я не уверена, можно ли попасть сюда без экскурсии. Приехать, думаю, можно, но на входе в монастырь людей определяют в группы и выделяют им двух гидов-бедуинов, которые и поведут людей в гору.

Дорога из Шарм-эш-Шейха длинная, с остановками на постах, иногда проверяют документы (паспорт с собой надо взять). Мы выехали в 8 часов вечера и только в половине второго ночи прибыли. Сначала завезли в магазин с иконами, а потом досмотр, и мы вошли на территорию монастыря.

В 2 часа ночи начался подъем. Интересно, что вообще никто ни о чем толком не предупреждает, сколько идти, что нас ждет? Гиды-бедуины едва говорят на русском, проще объясниться с ними по-английски. Раздали фонарики и в путь.

Ночь темна и полна ̶у̶ж̶а̶с̶а̶ звезд. Небо в пустыне особенное, здесь редко бывает облачность, видимость сумасшедшая, а Большая Медведица в странном, непривычном для нас, жителей средней полосы России, положении. Мы даже не сразу ее нашли. Да и месяц на небе лежит, а у нас всегда боком.

Идем, шутим, разглядываем небо, поначалу просто интересно. Вокруг едва заметны очертания гор. Меж тем мы уже на высоте 1500 метров, именно здесь стоит сам монастырь и с этой отметки начинается подъем. Как мы на маршрутке забрались так высоко, вообще не понятно, это произошло совершенно незаметно. Однако на пути назад периодически закладывало уши, значит, дорога быстро шла вниз.

Но пока наверх. Пути два: пологий полегче, он более длинный, километров 5 с постепенным подъемом, и короткий, но сложный - 3100 горных ступеней. Это путь для настоящих паломников, путь Моисея к Богу. Туристов же ведут по более простой дороге. Но и тут удобная обувь обязательна. По пути постоянно встречаются верблюды, в любой точке можно сторговаться и поехать верхом, если совсем нет сил. Мы, конечно, идем пешком.

Ко второму часу пути разум сдается, засыпает, все-таки бессонная ночь. Ноги идут на автомате, вокруг холодает (как нам пригодились и куртки, и шарфы, и шапки!), а тело разгорячено подъемом. Получается такое неуютное состояние: ты весь потный, а снаружи ледяной ветер, и в итоге ледяная спина, ледяная грудь, и уже как будто ничего не спасает. На стоянках не успеваешь отдохнуть (но если чуть дольше, всё, уснёшь), встаешь, идешь дальше.

И, как финал, последние 700 ступеней. Оба пути здесь объединяются, верблюды дальше не идут, и эту горную лестницу в кромешной тьме надо преодолеть. Отдыхаю каждые 10-20 шагов. В последней перед вершиной кафешке (их несколько на пути) дают время посидеть, отдышаться. Пьем пакетированный горячий каркаде, в таких условиях он кажется счастьем. Понимаем, что вершина уже где-то рядом. К половине шестого утра идем занимать места, готовимся встречать рассвет.

Вот не зря говорят, люди всегда получают то, чего желают. Мы с мужем, например, любители уединения: пустые пляжи, свободные отели, прогулки вдвоем - это всё про нас. И здесь было так же, наверху несколько групп (человек 40 всего) распределились по вершине кто где, а нам досталась, кажется, самая мощная точка наблюдения. Камень на обрыве. Перед нами никого, только каменистая долина, горы, и еле заметные тропки внизу.

Вообще решение поехать в Египет сейчас было правильным. Он такой пустой, приятный. Раньше же за одну ночь сюда поднимались сотни человек, я видела эти фотографии, такие толпы, с ума сойти. Хорошо, что мы сделали это в небольшой дружной компании.

Небольшое ожидание, и показывается главное действующее лицо утреннего спектакля под названием "Рассвет". Это невероятно, захватывающе, потрясающе красиво. Всего несколько минут, и солнце окрашивает горы в самые разные оттенки оранжевого. В этот момент все смотрят завороженно, только звук фотоаппаратов нарушает благоговейную тишину.

Происходит чудо каждого нового дня. Едва солнце встает из-за горизонта, оживает всё вокруг. Становится тепло. Становится весело. Люди улыбаются, начинают разговаривать, знакомиться. А мы начинаем исследовать вершину в поисках интересных ракурсов. Куда ни глянь, сумасшедший марсианский пейзаж.

Мы стоим на горе Синай (её ещё зовут гора Моисея, библейская гора Хорив, Джабал-Муса) на высоте 2285 метров. Именно здесь, по Библии, Бог передал Моисею 10 заповедей. На вершине есть храм и действующая мечеть. Многие постройки заколочены, но даже просто прикоснуться к древности уже впечатляет. На стенах надписи 19, 20 веков...

А совсем рядом, кажется, стоит только дотянуться рукой, самая высокая вершина Синая и всего Египта - гора Святой Екатерины, или просто Катерин, 2629 метров. Говорят, с неё можно увидеть воды сразу и Суэцкого залива, и залива Акаба, это поразительно, ведь мы совсем немножко ниже. Но самое интересное, что на ней стоит древняя православная часовня, построенная монахами на пожертвования Ивана Грозного.

Зимой эти вершины бывают покрыты снегом, наверное, зрелище очень впечатляющее. В марте же с первыми лучами солнца пришло тепло, и мы очень быстро забыли про долгий подъем в холоде. Последнее фото на обрыве (за нами как раз гора Катерин) и пора вниз.

Спускаться выбираем по сложному пути, лесенками. И не зря! Эта дорога в разы интереснее, живописнее, через оазис, часовню, древнюю дамбу. Не представляю, сколько лет этим путем ходили наверх монахи. А сейчас спускаемся мы, и это очень напомнило мне "Властелин колец", когда в первом фильме они долго шли про красивейшим горам и в снег, и в зной.

И, как всегда, большая часть туристов выбирает-таки путь полегче и мы спускаемся совсем небольшой компанией. Знакомимся, разговариваем: Казань, Чикаго, Одесса, Алматы, Рига - общение на языке природы и путешествий не знает границ. Кажется, что спускаемся все добрыми друзьями.

Небольшой оазис в горах и остатки часовни Пророка Илии. В стене, обращенной к кипарисам, есть дверь, загляните обязательно в замочную скважину! Увидите там целые иконы на стене. Удивительно!

А за кипарисами справа древняя каменная кладка - это дамба. Казалось бы, откуда в этих безжизненных горах вода, деревья, но они есть. У дамбы всё покрыто мелкой зеленой порослью, даже на фото это видно.

За каждым поворотом что-то интересное, проходим несколько арок, широкие просторные долины сменяются узкими проходами.

Чем мы ниже, тем выше поднимается солнце, тем жарче становится. Ночной подъем кажется далеким приключением, сном. Потихоньку снимаем шапки, куртки, идти всё бодрее, веселее. А пейзажи какие! Кружат голову, сводят с ума.

Наконец, за очередным поворотом, после тысячи пройденных ступеней показывается монастырь Святой Екатерины. Пока еще далеко внизу, но идти становится легче, когда видишь цель.

Спускаемся к монастырю в 8.30 утра. Его мощные укрепленные стены были построены еще в 6 веке, сама же обитель основана в 4 веке и считается одной из древнейших непрерывно действующих в мире. Сначала это был монастырь Преображения или Неопалимой Купины, но позже на соседней горе были обретены мощи Святой Екатерины (гора Катерин, где часовня, построенная на деньги Ивана Грозного), что и дало новое имя монастырю.

С момента основания этот монастырь никогда никем не захватывался и не разорялся. Поэтому в нём сохранилась очень ценная коллекция икон и крутая библиотека с древнейшими рукописями, например, Сирийский кодекс 5 века, различные Евангелия. Всего в отдельном хранилище тут хранятся более 3000 манускриптов, 1700 свитков и более 5000 книг, некоторые из которых относятся к первым десятилетиями книгопечатания. У монастыря есть свой сад, где выращиваются разные фрукты и овощи, и небольшая оливковая плантация, которая обеспечивает обитель оливковым маслом.

И если ночью монастырь быстро исчезает в темноте, то при свете дня его мощные высокие стены вызывают огромный интерес. Рассвет в горах был наградой после долгого подъема, а намоленное святое место встречает путников после не менее долгого спуска.

История монастыря тесно связана с Россией. В 1860 году Александр II подарил обители новую раку для мощей святой Екатерины, а позже прислал 9 колоколов для построенной в 1871 году монастырской колокольни (слева). А прямо за колокольней высится мечеть, она древнее, была построена во времена распространения ислама в Египте.

Тут же, на территории монастыря, тот самый несгорающий терновый куст, по преданию это та самая Неопалимая Купина, где Бог явился Моисею, пасшему овец, и призвал вывести народ Израиля из Египта в Землю Обетованную.

Посещением монастыря экскурсия заканчивается. Любуемся верблюдами, кормим многочисленных кошек остатками еды, да и сами идём, наконец, покушать. Все устали, люди, животные...

Неподалеку от монастыря проходит завтрак, вкусный и сытный. Хорошее завершение ночи!

После завтрака хочется только спать. Грузимся в микроавтобус и на обратном пути почти все дружно засыпают. А я смотрю на желтые горы, белые пески и пытаюсь в деталях запомнить это приключение. Самое незабываемое 8 марта в моей жизни.

Просмотров: 46

Привет! Меня зовут Ксюша, и мне не сидится на месте. Выехав первый раз за границу в 26 лет (начать никогда не поздно!) в свадебное путешествие, я поняла, что не могу сидеть в отелях или лежать на пляже, мне надо познавать всё вокруг. Тогда мы успели заблудиться, ...